Как заниматься любимым делом и не перегореть?

Родители часто повторяли: работа не должна нравиться. Если она приносит удовольствие — считай повезло.

По всем законам психологии, родительское давление компенсировалось моим четким убеждением: делать надо только то, что в кайф. Об этом и поговорим.

Барбара Шер советует отдать любимому делу все время, силы, превратить его в профессию и добиваться карьерных высот. Например, нравится вам писать — становитесь писателем. Пишите утром, днем и вечером, на салфетках в кафе, на чеках из Икеи. Пишите больше, и со временем все случится: работа сама начнет сваливаться в руки, тексты будут пересылать друг другу поклонники, появятся завистники.

Шер не стесняется манипулировать читателем. Оглянитесь вокруг: мир полон лохов, которые занимаются нелюбимыми делами. Но есть красавчики, которые делают только то, что в кайф. Вы с какими?

Окей, пару лет назад мне нравилось готовить. Я хотел устроиться на работу поваром, но вместо этого открыл с партнером бар. Взял кредит в банке, сделал в помещении скромный ремонт и купил промышленную электрическую плиту Abat ЭП-4ЖШ.

Четыре чугунные конфорки, максимальная температура 480 градусов, 150 килограмм — безграничная любовь!

Работал три дня в неделю: принимал заказы, готовил на плите, выносил блюда в зал — и так по кругу. Иногда мне помогала жена Маша, иногда подруга Наташа. Иногда мне удавалось поэкспериментировать за плитой и придумать что-то новое. Но в итоге приготовление пищи все равно стало рутиной.

Сначала пропало желание заморачиваться с собственными завтраками, обедами и ужинами. Потом — заморачиваться с едой в баре. Приготовил что-то тяп-ляп на плите — понес в зал. Спустя еще какое-то время желание готовить исчезло вообще. А потом мы продали бар.

«Литера Б» занимала помещение бывшей газетной типографии. Мы заново провели канализацию, сделали минимальный ремонт. Работали без документов и медицинских книжек. Это фотография с официального закрытия, но я на ней задумчиво-грустный. Наверное, подозреваю, чем все закончится.

Вот другой пример: мне нравилось фотографировать Машу, Марлу и нашу жизнь, писать короткие бытовые заметки, делиться найденным в сети. Я решил стать блогером. Проанализировал собственный контент, придумал концепцию и договорился с парой фотографов о сотрудничестве. Писал каждый день по отдельному тексту, запускал таргетированную рекламу. Но в итоге все закончилось так же, как с баром — мне надоело писать, я до сих пор не вернулся к регулярному постингу.

Если покопаться в воспоминаниях, подобных историй найдется еще пять или шесть. Сценарий везде один и тот же: 

  1. Мне нравится что-то делать.
  2. Я решаю вложить все силы и время в это занятие.
  3. Ставлю перед собой цели, беру на себя обязательства.
  4. Что-то идет не так, я выбиваюсь из плана.
  5. Возникает чувство вины: я вроде как пообещал, но обещания не держу.
  6. Делаю все через силу, но весь кайф от занятия исчезает.

Я понял, что все ломается в тот момент, когда я договариваюсь с самим собой. Представьте, во мне живет как бы два Артёма: творческий и продюсер.

Первый пишет, готовит и вышивает крестиком, но делает все спонтанно. Захотелось сегодня приготовить нечто особенное, пришло вдохновение — приготовил. А завтра лежим, смотрим сериалы — творить не хочется. 

Второй — адепт Барбары Шер. Каждое новое увлечение творческого Артёма он хочет превратить в профессию и дело всей жизни. Вот так приходит и говорит: «Все круто, Артём, но давай выдавать шедевры каждый день. Смотри, я тут планчик накидал». Артём соглашается, ловушка захлопывается, и все ломается.

Дело в том, что творческий Артем попадает в мир высокоэффективных людей, где Барбара Шер призывает вкладывать в любимое дело все силы и время, в этом мире Эрнест Хемингуэй пишет, стоя на шкуре африканской антилопы. Стивен Кинг выдает по 10 страниц текста в день, а Паша Федоров шепчет: «Пиши, ленивая жопа!». 

Короче, в этом мире Артём заранее начинает бояться грядущего провала. Он не может начать делать то, что ему нравилось, и делает все в последний момент. Понимает, что все идет не по плану, и работает через силу. В какой-то момент кайф исчезает, и Артём просто сбегает.

Все ведь должно быть в кайф, помните?

Стоило мне представить себе эту историю с двумя Артёмами, как стало понятно, что надо изменить. Артём-продюсер должен сказать творческому Артёму что-то такое: «Артем, у тебя круто получается. Давай ты просто будешь делать то же, но каждый день и по чуть-чуть. А если не пойдет, то и фиг с ним».

Чуете разницу? Нет ожиданий, наполеоновских планов и давления. Никаких обязательств и четкого контент-плана. Никакой вины, работы через силу и исчезающего кайфа от того, что делаешь. Но с возможностью выйти, если не поперло.

Этот пост я писал в общей сложности полторы недели. Можно было и быстрее, но я дал себе четкую установку: писать хотя бы пару предложений, но каждый день. Я сделал это своей актуальной инициативой, то есть садился за текст до основных дел, запланированных на день. И вуаля! Текст готов, я не выжат, как лимон, кайф на месте. Начинаю работать над следующим текстом, но не буду обещать его закончить.

Короче, мораль

Не надо слушать Барбару Шер и авторов других мотивационных книжек. Их методы ведут не к счастливому будущему, а к внутреннему выгоранию. Надо любить себя и стараться получать кайф от всего, что делаешь. А если это еще и приносит деньги — считай повезло.

2019